Спорт
Футбол Российская Премьер-Лига Рубин Казань Локомотив Москва 1 3,05 x 3,25 2 2,35 Футбол Российская Премьер-Лига Балтика Крылья Советов 1 2,31 x 3,2 2 3,2 Футбол Российская Премьер-Лига ЦСКА Москва Ахмат 1 1,46 x 4,6 2 6,4 Футбол Российская Премьер-Лига Нижний Новгород Динамо Москва 1 3,35 x 3,5 2 2,1 Футбол Российская Премьер-Лига Зенит СПб Оренбург 1 1,35 x 5,4 2 9,8 Футбол Российская Премьер-Лига Сочи Урал 1 2,1 x 3,45 2 3,4 Футбол Российская Премьер-Лига Ростов Спартак Москва 1 2,37 x 3,65 2 3,05 Футбол Англия. Кубок Манчестер Сити Челси 1 1,66 x 4,4 2 5,2 Футбол Англия. Кубок Ковентри Сити Манчестер Юнайтед 1 5,6 x 4,9 2 1,54 Футбол АПЛ Вулверхэмптон Уондерерс Арсенал Лондон 1 9,6 x 5,6 2 1,34 Футбол Примера Хетафе Реал Сосьедад 1 3,75 x 3,1 2 2,11 Футбол Серия А1 Милан Интер Милан 1 3,75 x 3,8 2 2 Футбол Примера Алавес Атлетико Мадрид 1 4,2 x 3,45 2 1,88 Футбол Примера Реал Мадрид Барселона 1 1,87 x 4,1 2 4,1 Футбол АПЛ Арсенал Лондон Челси 1 1,53 x 4,8 2 6
Футбол ,  

Как футбольные наклейки стали многомиллионным бизнесом

Красивая история альбомов Panini, которые все мы так любим собирать
Фото: Panini
Фото: Panini

До чемпионата Европы осталась пара месяцев, а это значит, что коллекционеры наклеек Panini уже собирают традиционно выпускаемые к такому случаю альбомы. Для более-менее всех любителей футбола, выросших в 90-е, эти альбомы и наклейки стали чем-то особым. Футбольные эмоции и страсть к коллекционированию превратили небольшое семейное дело в глобальный бизнес, годовой оборот которого оценивается в сотни миллионов долларов.

После войны братья Джузеппе и Бенито Панини торговали прессой в небольшой палатке в Модене. Со временем газетный бизнес братьев разросся до того, что они стали довольно крупными по местным меркам дистрибьюторами прессы, однако основу для мировой известности братьев помог заложить случай. Одна фирма в соседнем Милане не могла реализовать уже напечатанную партию наклеек, а Панини выкупили ее, расфасовали по пакетам и смогли перепродать.

Этот случай открыл братьям глаза на «голубой океан» бизнеса, и уже через год они стали выпускать собственную коллекцию стикеров и альбомов со спортсменами. Основу для этой идеи они подсмотрели в США, где уже тогда бешеной популярностью пользовались бейсбольные карточки, а за некоторые редкие экземпляры коллекционеры были готовы давать огромные деньги. Однако итальянцы добавили в этот процесс необходимый элемент, который современные маркетологи могли бы назвать модным словом «геймификация». Сам факт, что покупатель наклеек не знает, что именно будет внутри, добавляет в процесс потребления чувство азарта, что сделало Panini не просто продавцом кусков картона с изображениями, а настоящим поставщиком ярких эмоций для спортивных болельщиков.

Добавив новый элемент в уже старую забаву, Panini стали стремительно завоевывать симпатии итальянской спортивной аудитории, которая следила за Серией А — особенно все это нравилось детям. Многомиллионные продажи в Италии позволили семейному бизнесу стремительно расти и задумываться о выходе на мировой рынок, первым шагом к которому стал чемпионат мира в Мексике в 1970 году.

Перед турниром компания договорилась с ФИФА о том, что Panini будет выпускать официальные альбомы и наклейки. Продукция Panini впервые выходила не только на итальянском языке и продавалась за границей. Грандиозный успех наклеек на турнире предопределил судьбу семейного бизнеса. С тех пор официальные альбомы к мировым первенствам выпускаются фирмой с севера Италии, а с каждым годом портфолио ее официальных соглашений только увеличивается.

К чемпионату мира стали добавляться и континентальные турниры (чемпионат Европы, Копа Америка и другие), а с 80-х к футболу стали добавляться и другие виды спорта (хоккей и баскетбол). Так, в США на рынке карточек НБА Panini являются абсолютным монополистом. В футболе достигнуть монополии итальянцам не удалось: права на выпуск наклеек английской премьер-лиги и бундеслиги находятся в руках главного конкурента — фирмы Toops. Правда, как утверждают эксперты, качество этих стикеров ниже, чем у Panini.

Постепенно Panini начали выпускать наклейки не только на спортивную тематику, огромную долю бизнеса компании сейчас занимает сотрудничество с Disney, а также выпуск комиксов, журналов, детских книг и многих других видов печатной продукции. Например, популярная серия комиксов про Неймара выпускается именно Panini, у которой есть отдельное представительство в Бразилии. Хотя штаб-квартира компании по-прежнему расположена в Модене.   

Наклейки Panini стали настолько легендарными, что с ними связано множество интересных историй. Часто коллекционеры обвиняют фирму в том, что та искусственно занижает количество некоторых наклеек, чтобы повысить продажи, хотя неоднократно было доказано, что наклейки со всеми футболистами печатаются в равных объемах.

Тем не менее в прессу все равно попадают истории о том, что, например, нападающий «Арсенала» и сборной Коста-Рики Хоэль Кэмпбелл купил 100 пакетиков наклеек и не нашел себя. А вот Марио Балотелли не пожалел времени и денег на то, чтобы обклеить страницы сборной Италии исключительно собственным изображением. Подобный эгоцентризм обошелся нападающему в 1500 фунтов.

Несмотря на наличие множества других направлений, фирма прочно ассоциируется именно с футболом, а Евро-2016 сулит ей неплохой скачок доходов. Даже в цифровую эпоху Panini прочно стоит на ногах, продавая наклейки более чем в 100 странах, имея более чем 1000 сотрудников и около 600 миллионов евро оборота. Но главное даже не это, а то, что пока вы читали эту статью, сотни болельщиков по всему миру с нетерпением открывали заветные пакетики с наклейками.

Статистика
Премьер-Лига
Россия. Премьер-лига
Англия. Премьер-лига
Испания. Примера
Италия. Серия А
Германия. Бундеслига
Франция. Лига 1
Лига чемпионов
Лига Европы
Лига наций
Команды
М
О
1 Зенит
23
47
2 Краснодар
24
46
3 Динамо
23
38
4 ЦСКА
23
37
5 Локомотив
23
37
6 Крылья Советов
23
36
Развернуть
КХЛ
КХЛ
НХЛ
Команды
М
О
1 Динамо Москва
68
98
2 СКА
68
95
3 Металлург Мг
68
95
4 Локомотив
68
93
5 Авангард
68
92
6 Салават Юлаев
68
90
Развернуть
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Хоккей, 00:00
Мирра Андреева проиграла украинке в 1/4 финала турнира WTA во Франции Теннис, 19 апр, 22:15
Неигравшая три года Светлана Кузнецова заявила, что карьеру не завершила Теннис, 19 апр, 21:41
«Краснодар» обыграл «Факел» и приблизился к «Зениту» в РПЛ Футбол, 19 апр, 20:59
«Ан-Наср» без Роналду одержал волевую победу, пропустив на шестой минуте Футбол, 19 апр, 20:12
С бывшего клуба Слуцкого сняли 18 очков в чемпионате Нидерландов Футбол, 19 апр, 20:04
Forbes назвал самые дорогие бойцовские промоушены мира Единоборства, 19 апр, 18:58
Соболенко проиграла чемпионке Уимблдона в 1/4 финала турнира в Штутгарте Теннис, 19 апр, 18:18
«Манчестер Сити» отреагировал на информацию об интересе к Пиняеву Футбол, 19 апр, 17:39
Зверев проиграл 106-й ракетке мира на турнире ATP в Мюнхене Теннис, 19 апр, 17:05
Обладатель Кубка Стэнли и экс-игрок «Трактора» завершил карьеру в 33 года Хоккей, 19 апр, 16:50
Американские фигуристы получили шоколадные золотые медали за Олимпиаду Фигурное катание, 19 апр, 16:31
Экс-тренер «Спартака» возглавил клуб из Второй лиги Футбол, 19 апр, 15:52
Российский фигурист Коляда будет работать тренером в Китае Фигурное катание, 19 апр, 15:31
Главное Лента