Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Все новости Спорт
Хрупкое эмбарго: почему в России вновь растет импорт продовольствия 19:14, Мнение Путин, Эрдоган и Роухани договорились о будущем Сирии 19:09, Политика Парящий над реальностью: памяти Дмитрия Хворостовского 19:05, Общество Будущий президент Зимбабве прилетел в страну 18:57, Политика Сергей Галицкий предоставит «Магниту» кредит на 44 млрд руб. 18:52, Бизнес РФБ отказалась от чемпионата мира из-за «отношения к российскому спорту» 18:50, Спорт ОНЭКСИМ Прохорова потребовал от холдинга «Открытие» 1,4 млрд руб. 18:42, Финансы Биткоин навсегда: оправданы ли надежды энтузиастов продать монеты дорого 18:42, Деньги Трое подозреваемых в терроризме убиты в ходе спецоперации в Тбилиси 18:38, Общество Суд отменил штраф в 800 тыс. руб. осужденному экс-главе ФСИН Реймеру 18:34, Общество «Яндекс» отменил эксклюзив на продажу самого массового рекламного формата 18:28, Технологии и медиа Берлускони решил оспорить отстранение от госслужбы в ЕСПЧ 18:28, Политика «Аэроэкспресс» заменит все поезда до Внуково и Домодедово на двухэтажные 18:21, Бизнес Министр спорта пообещал бороться за отстраненных призеров Сочи-2014 18:18, Спорт Госдума поддержала наказание до 5 лет тюрьмы за насилие над животными 18:16, Политика Названы место и дата прощания с Дмитрием Хворостовским 18:12, Общество В ожидании кризиса: как государство тормозит развитие российских банков 18:06, Мнение ЕСПЧ начал рассмотрение жалобы Навального на приговор по делу «Кировлеса» 18:02, Политика Медведев заверил Земана в несогласии властей со статьей о Пражской весне 18:00, Политика Остатки демонтированного памятника УПА направили на ремонт дорог в Польше 17:48, Общество Ле Пен сообщила о закрытии банком HSBC ее личного счета 17:45, Политика За Сребреницу и Сараево: сербский генерал Младич получил пожизненный срок 17:32, Фотогалерея  Пленник Лазурного Берега: что случилось с сенатором Керимовым в Ницце 17:27, Политика УЕФА объявил претендентов на включение в команду года 17:22, Спорт Telegram впервые заблокировал канал за пиратскую музыку 17:22, Технологии и медиа ФАС уличила поставщиков суперкомпьютеров для госнужд в сговоре 17:22, Общество Бешеный MBA: как бизнес-школа растет на ярких шоу 17:18, Свое дело Как справиться с профессиональным выгоранием 17:13, Спецпроект РБК PINK
Семь попыток провести гонку «Формулы-1» в России
27 апр, 2016 17:35
0
Семь попыток провести гонку «Формулы-1» в России
От советских времен до новой эпохи
Фото: ТАСС/Виталий Белоусов

1. 1960 годы, Тушино

Первый серьезный проект проведения гонки «Формулы-1» появился в СССР в 60-х годах. Разработкой конфигурации автодрома занялась кафедра проектирования автомобильных дорог МАДИ, делегация Федерации автомобильного спорта СССР побывала на этапе в Сильверстоуне, а строить трек были готовы в любом месте: на Минском шоссе, на люберецких карьерах. В итоге выбор пал на пойму реки Сходня в Тушино.

Причина провала

Проект даже по нынешним меркам получился слишком шикарным — гостиница на 5 тыс. мест, трибуны на 150 тыс. зрителей. Общая стоимость по тем временам составляла 40 млн руб., и в итоге от строительства было решено отказаться.

2. 1980 годы, Воробьевы горы

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Фото ТАСС/Владимир Мусаэльян

К идее проведения Гран-при в Москве вернулись только через полтора десятилетия, и то во многом благодаря успеху Олимпиады-80. Берни Экклстоун, уже тогда являвшийся ключевой фигурой в «Формуле-1» и фактическим владельцем коммерческих прав, не скрывал интереса к проведению этапа.

«Олимпийские игры проходят в одной стране в лучшем случае раз в 50 лет, в то время как гонку «Формулы-1» можно проводить каждый год», — заявил тогда Берни.

В июне 1982 года он написал письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу и получил добро. Брежнев считался большим любителем автоспорта, поэтому, наверное, как никто другой в СССР был заинтересован в проведении Гран-при. Но больше остальных к этому стремился Экклстоун, который во что бы то ни стало хотел организовать гонку за «железным занавесом». Ради Гран-при СССР англичанин был готов даже оплатить все расходы.

В итоге предварительной договоренности достигли — гонка должна была состояться в августе 1983 года на Воробьевых горах, ее даже включили в календарь чемпионата мира.

Причина провала

Все сорвалось из-за отсутствия должного интереса в правительстве СССР после смерти Брежнева, а также смерти вице-президента Международной федерации автоспорта Афанасьева (одной из ключевых фигур в подготовке Гран-при). О гонке предпочли забыть, а письмо Экклстоуна, написанное Андропову, так и осталось без ответа.

3. Конец 1980-х, Тушино

После провала предыдущего проекта Экклстоун несколько охладел к Москве, к тому же он добился своего и все-таки провел Гран-при за «железным занавесом» — в Венгрии. Но окончательно от первоначальной идеи не отказался. Очередная попытка была предпринята в конце 80-х, причем речь шла не только о строительстве трассы в Тушино, но и подготовке советского гонщика и команды, которые должны были выйти на старт дебютного этапа.

Причина провала

Из-за политических разногласий проект потерпел неудачу еще на начальной стадии. Единственным завершенным пунктом программы стал отбор пилотов — из пятерых кандидатов лучшее время на тестах «Формулы-3» в Имоле показал Виктор Козанков — именно он должен был выйти на старт Гран-при в Москве и стать первым российским гонщиком «Формулы-1».

4. 1992 год, трасса вокруг Кремля

После развала СССР проектов по проведению теперь уже Гран-при России хватало с лихвой: трасса в Калининграде, Новоподрезкове и Чехове, в Крылатском, Туле. В большинстве случаев дело не шло дальше разговоров, и никаких реальных действий не предпринималось — из-за отсутствия инвесторов. О некоторых проектах-однодневках не знали даже ФИА и Берни Экклстоун.

В 1992-м итальянская фирма Press Link обратилась к московским властям с предложением провести Гран-при неподалеку от Кремля — от площади Дзержинского до набережной Москвы-реки. Итальянцы предлагали шестилетний контракт с условием взять все расходы на себя и разрешили забирать российской стороне доходы от продажи билетов. Гонку хотели провести в августе 1993-го, и правительство Москвы даже выпустило распоряжение по этому поводу.

Причина провала

Вся сделка оказалась чистой воды аферой, устроенной итальянцами, которые никоим образом не были связаны с промоутерами «Формулы-1».

Когда Берни Экклстоун узнал из газет о том, что в Москве намерены провести Гран-при, то пришел в ярость, которую обрушил на вице-президента Федерации автомобильного спорта и туризма Игоря Ермилина:

«Я никогда раньше не видел президента FOCA в таком возбужденно-агрессивном состоянии. Встретив меня в приемной, он едва сдерживался и, усадив в кресло, резко задал вопрос: «Что у вас там происходит с «Формулой-1?»

Только поняв, что я не имею отношения к этому проекту, Экклстоун чуть успокоился. Он возмущался тем, что «Формулой-1» в России занимаются неграмотно, грубо, непрофессионально… Экклстоун сказал, что без развитого национального спорта он не заинтересован в проведении гонки в России».

5. 2000 год, Молжаниново

Самым серьезным и перспективным проектом после тушинского стала трасса около поселка Молжаниново, неподалеку от аэропорта Шереметьево. Разработкой конфигурации занялся Герман Тильке, уже построивший крутую трассу в Малайзии. Расположение было более чем удачным — рядом с Ленинградским шоссе и аэропортом. Кроме того, проект поддерживал Шамиль Тарпищев, советник мэра Москвы по спорту.

Причина провала

Как и во всех предыдущих случаях, все заглохло на начальной стадии, и переговоры правительства с организаторами прекратились. В следующие годы, в частности в 2007-м, проект попытались реанимировать, но безуспешно.

6. 2002 год, Нагатинская пойма

Кто знает, может, и была бы построена трасса в Молжаниново, если бы в правительстве Москвы оказали всю необходимую поддержку, но вместо этого оно разделилось на две стороны: первая поддерживала проект рядом с Шереметьево, а вторая — в Нагатинской пойме. В результате предпочтение было отдано именно второму, учитывая близость к центру города. Привлекательностью проекта в Нагатинской пойме стала не только постройка трассы «Формулы-1», но и целого парка развлечений, включая яхт-клуб и казино.

Примечательно, что стоимость всего проекта составляла около $100 млрд, а самой трассы — $100 млн. Для участия был приглашен известный махинатор — глава инжиниринговой компании TWR Том Уокиншоу и владелец команды «Формулы-1» «Эрроуз».

Причина провала

Подписание контракта с промоутерами чемпионата каждый раз переносилось, Берни несколько раз приезжал в Москву, но уезжал ни с чем. Главным камнем преткновения стало разделение будущих доходов.

Компромисс так и не был найден, и в 2003 году все завершилось обвинениями со стороны правительства Москвы, ну а на месте, где планировалось построить трассу, возвели торговый центр.

У Экклстоуна нашлись другие объяснения:

«Я уверен, что лично господин Лужков на 100 процентов поддерживал проект проведения Гран-при России и строительства соответствующего автодрома. Такую же поддержку я встретил и со стороны министра спорта. Поэтому не думаю, что проблема изначально была в российской стороне. Она была в Уокиншоу: он-то всех и запутал. Том оказался не способен выполнить то, что обещал. И мы не можем винить кого-либо в московском правительстве.

Надо было учесть, что, как я говорил с самого начала, проект Гран-при России не принесет никаких прямых доходов. Только прямые расходы, и немалые. Но при этом косвенные доходы могут быть огромными, и в целом для страны будет очень значительная выгода и польза — за счет большого притока туристов, тратящих огромные деньги, как и во всех странах, где проводятся Гран-при. Да, это не «быстрые деньги», к которым, быть может, привыкли в России».

7. 2008 год, трасса в Пулково

Разговоры о строительстве трассы «Формулы-1» в Санкт-Петербурге появились еще в конце 90-х. Речь шла сразу о двух проектах: на Крестовском острове и в Пулково. Второй проект даже получил одобрение Владимира Путина, но реализован так и не был.

В начале 2008 года Экклстоун во время визита в Санкт-Петербург встретился с губернатором Валентиной Матвиенко и обсудил возможность проведения этапа.

«Это был бы очень интересный проект с точки зрения развития спорта. Мы заинтересованы в том, чтобы гонка появилась в календаре как можно скорее, но все будет зависеть от российской стороны: от желания властей и сроков строительства необходимых объектов», — заявил Берни перед встречей.

Причина провала

Сразу после встречи промоутера «Ф-1» с властями Санкт-Петербурга стало понятно, что ни о какой реализации проекта и речи быть не может. Похоже, российские чиновники все еще жили в 80-х и надеялись, что коммерческий босс «Формулы-1» построит трассу сам, но тот поставил стандартные условия: проведение Гран-при, строительство и содержание трассы оплачивает город.

«Сочи Автодром» — успех, в который мало кто верил

Генеральный промоутер «Формулы-1» Берни Экклстоун (слева) и премьер-министр РФ Владимир Путин перед подписанием контракта на проведение «Гран-при России». Фото ТАСС/ Максим ШеметовГенеральный промоутер «Формулы-1» Берни Экклстоун (слева) и премьер-министр РФ Владимир Путин перед подписанием контракта на проведение «Гран-при России». Фото ТАСС/Максим ШеметовГенеральный промоутер «Формулы-1» Берни Экклстоун (слева) и премьер-министр РФ Владимир Путин перед подписанием контракта на проведение «Гран-при России». Фото ТАСС/Максим Шеметов

Генеральный промоутер «Формулы-1» Берни Экклстоун (слева) и премьер-министр РФ Владимир Путин перед подписанием контракта на проведение Гран-при России. Фото ТАСС/Максим Шеметов

После трех десятков лет, бесчисленных попыток и удивительного упорства Экклстоуна положительный результат все-таки был достигнут. 14 октября 2010 года в Сочи был подписан контракт на проведение Гран-при России.

В первые полтора года о строительстве трассы не было практически никакой информации. Неоднократно появлялись разговоры о том, что из-за подготовки к Олимпиаде-2014 трассу не успеют построить вовремя и Гран-при будет перенесен на 2015 год.

«Мне кажется, что должны хотя бы в прессе рассказывать о строительстве, идет ли оно вообще, а не держать людей в неведении — будет ли этот Гран-при или нет. Ведь даже мы, не последние люди в российском автоспорте, практически ничего об этом не знаем», — говорил Виталий Петров в 2012-м. — «С одной стороны, это не наше дело, но мне бы очень хотелось почитать в новостях о том, как все идет, переносят ли этап на 2015 год или нет».

В последние два года работа в Сочи закипела по полной, и даже когда трасса была готова, а дата проведения гонки утверждена, сомнения оставались. Вплоть до последних недель оставались опасения по поводу отмены Гран-при России из-за политических событий. В конце концов, тот же тайфун «Фанфон» в Японии едва не сорвал отправку грузов команд из Сузуки в Сочи.

Тем не менее все прошло настолько удачно, что в итоге Гран-при России получил приз за лучшую организацию этапа в 2014 году.

Бонус. Гран-при России 1913 и 1914 годов

Россия не обладает большой историей в мировом автоспорте, но стала одной из первых, принявших заезды со статусом Гран-при задолго до появления чемпионата мира «Формулы-1» — в июне 1913-го и мае 1914 года Санкт-Петербургский автомобильный клуб проводил гонки на Большой Приз.

На шоссе под Лигово и Пулково была проложена 30,5-километровая трасса и построены трибуны. В 1913-м на старт вышел 21 участник, а через год — 12.

Дальнейшему развитию помешали естественные причины — спустя несколько недель после Гран-при 1914 года началась Первая мировая война, затем — революция и гражданская война…

Следующий Гран-при России пришлось ждать 100 лет.

Материал предоставлен Sports.ru

Статистика
Россия. Премьер-лига
Россия. Премьер-лига
Англия. Премьер-лига
Испания. Примера
Италия. Серия А
Германия. Бундеслига
Франция. Лига 1
Команды
М
О
1 Локомотив М
17
36
2 Зенит
17
33
3 ЦСКА
17
29
4 Спартак М
17
28
5 Краснодар
17
27
6 Уфа
17
24
Развернуть
КХЛ
КХЛ
Команды
М
О
Западная Конференция
1 СКА
35
93
2 ЦСКА
31
69
3 Йокерит
29
64
4 Локомотив
34
58
5 Торпедо
35
53
Развернуть